среда, 20 февраля 2013 г.

Почему падают "преданные"? - Часть 03 - Оскорбления, понижение Бхавы, потеря Бхава-Бхакти, критика Бхава-Бхактов

Продолжаем обсуждать тему падения.

В первой части говорилось об Истинном Бхакти и различных подделках под Бхакти. 

Во второй части речь шла о том, что у некоторых людей вообще может не быть адхикара для Бхакти-Йоги. 

Теперь настало время поговорить об оскорблениях. К большому сожалению, оскорбления - это очень животрепещущая тема для многих. 

В нижеследующих стихах будет затронута тема майавади, поэтому тематически к данной статье также относится мой перевод истории Царя Шатадхану из "Шри Вишну-Пураны"

Рассматривая тему оскорблений, особое внимание следует обратить на те стихи, в которых говорится, что преданного нельзя критиковать за то, что он внешне может проявлять некоторые недостатки. 

Этого зачастую не понимают каништха-адхикари, которым часто кажется, что все Бхакти-Йоги должны быть одинаково благостными словно христианские святые. 

Но у нас нет такой идеи. Наша Линия - это Линия отречённых авадхутов, поэтому
мы не особо заботимся о всякой внешней чепухе и святости. 

При этом стоит обратить внимание на то, что Бхакты Верховного Господа Шри Кришны вообще не могут грешить ("Шримад-Бхагаватам", 5.18.12: "В теле человека, который развил беспримесную преданность Верховной Личности Бога, Васудеве, воплощаются все полубоги вместе с их возвышенными качествами, такими, как религиозность, знание и самоотречение").

Когда наши Ачарьи говорят о "недостатках", то речь идёт об очень мелких недостатках и изъянах характера, а НЕ о тех грехах, которые обычно ведут в ад (употребление спиртного, убийства и т.п.).

Слова "БХАВА" и "РАТИ" являются синонимами, между этими понятиями вообще нет никакой разницы, поэтому в нижеследующих стихах рядом со словом "РАТИ" часто появляется слово "БХАВА". 



“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.52-53: "Благодаря Милости Маха-Бхагаваты (Великого Преданного) Верховного Господа Шри Кришны Чхайа-Рати-Абхаса (Подобие Бхавы) внезапно превращается в Истинную Бхаву. Но если человек наносит оскорбление преданному Верховного Господа Шри Кришны, то даже самая лучшая Бхава-Абхаса постепенно исчезает подобно тому как полная Луна медленно покидает небосвод". 


“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.54: "Оскорбления, нанесённые Великим Преданным Верховного Господа Шри Кришны приводят к тому, что даже Истинная Бхава полностью разрушается (в том случае, если оскорбления очень серьёзные). 

Оскорбления средней тяжести ведут к тому, что Истинная Бхава превращается в Бхава-Абхасу. Если оскорбление не очень серьёзное, то Бхава просто переходит на уровень ниже". 

Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами: "Существуют два вида самых тяжёлых оскорблений - оскорбление Великих Преданных Верховного Господа Шри Кришны и оскорбление Самого Верховного Господа Шри Кришны. 

Такие тяжёлые оскорбления приводят к полному разрушению всех видов Бхав, даже самой Истинной Бхавы. 

Оскорбления средней тяжести приводят к тому, что Истинная Бхава превращается в Бхава-Абхасу. 

Если оскорбление не очень серьёзное, то Бхава просто ухудшается.

Если мы представим себе уровни Бхавы в виде 2 лестниц (одна лестница из 5 Бхав - Шуддха, Дасья, Сакхья, Ватсалья и Мадхурья, а другая из 8 Уровней от Маха-Бхавы до Рати), то ухудшение означает, что Бхава "падает" с высших ступеней на более низшие.

Таким, образом Бхава ухудшается в зависимости от того, насколько тяжёлым является оскорбление".

Примечание переводчика (Vishnudut 1926): Бхакти делится на 3 вида: 

1. Садхана-Бхакти, 

2. Бхава-Бхакти (Рати)

3. Према-Бхакти. 

Бхава и Рати являются синонимами (то есть Бхава-Бхакти = Рати). 

В данных стихах речь идёт именно о Бхава-Бхакти (Рати), но не о более продвинутом уровне, который известен как Према-Бхакти.  

Всего существует 5 Бхав (Шуддха, Дасья, Сакхья, Ватсалья и Мадхурья). Шуддха-Бхава делится на 3 вида (саманья, сваччха и шанти). Остальные виды Бхав также делятся на особые типы. Шри Шримад Бхактивинода Тхакур рассматривает классификации Бхав в  Главе 28 "Шри Джайва-Дхармы". 

Комментарий Шри Шримад Вишванатхи Чакраварти Тхакура: "Оскорбления Великих Преданных Верховного Господа Шри Кришны полностью разрушают Истинную Бхаву. 

В качестве примера можно привести Двивиду, который был Бхактом Верховного Господа Шри Рамачандры. 

Двивида оскорбил Лакшмана и его Бхава полностью исчезла. Оскорбления средней тяжести ведут к тому, что Истинная Бхава превращается в Бхава-Абхасу. 

Если оскорбления не очень серьёзные, то Бхава просто ухудшается (изменяет свой тип). 

Например, Мадхура-Рати превращается в Дасья-Рати. 

Дасья-Рати превращается в Шанта-Рати". 


“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.55: "Слишком близкое общение с майавади, которые желают получить лишь имперсональное освобождение, приводит к тому, что Истинная Бхава превращается в Бхава-Абхасу или человек просто начинает практиковать медитацию, которая известна как аханграхопасана (майавадская медитация на себя как на Брахман)". 

Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами: "Bhajaniyesha-bhavatam означает, что человек начинает медитировать на себя как на Верховного Господа (Брахман), тогда как, на самом деле, человек должен служить Верховному Господу Шри Кришне. 

Таким образом, человек начинает поклоняться не Верховному Господу Шри Кришне, а самому себе, то есть начинает практиковать майавадскую медитацию под названием аханграхопасана". (примечание переводчика - смотрите комментарий Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к стиху 2.5.7 "Шримад-Бхагаватам")

Комментарий Шри Шримад Вишванатхи Чакраварти Тхакура: "Слишком близкое общение с майавади, которые желают получить имперсональное освобождение и которые используют логические доказательства из такого раздела Вед как Гьяна-Канда для того, чтобы доказать превосходство идей Мукти над всеми остальными идеями (supratisthite), приводит к тому, что Истинная Бхава превращается в Бхава-Абхасу. 

В некоторых случаях, такое общение приводит к тому, что человек начинает отрицать идею служения Верховному Господу Шри Кришне и начинает практиковать майавадскую медитацию под названием аханграхопасана".


“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.59: "Если человек, который по Милости Верховного Господа Шри Кришны получил Истинную Бхаву, проявляет какие-либо недостатки, не нужно проявлять к нему враждебности и критиковать его, потому что на самом деле этот человек уже достиг всех целей и уже является безупречным". 

Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами: "Внешне человек может проявлять не очень хорошее поведение (vaigunyam), но не стоит видеть в нём недостатки, потому что человек, который получил Бхаву по Милости Верховного Господа Шри Кришны, не может быть "загрязнён" различными внешними проявлениями. 

Комментарий английского переводчика - Шри Шримад Рупа Госвами в Стихе 2.1.276 специально укажет на то, что у Бхава-Бхактов всё ещё сохраняются некоторые анартхи и поэтому Бхава-Бхакты могут совершать незначительные грехи или оскорбления. Именно данная черта отличает Бхава-Бхактов от Према-Бхактов. Према-Бхакты вообще не совершают никаких ошибок. Так или иначе, даже если Бхава-Бхакта совершает какие-либо ошибки, то Верховный Господь Шри Кришна не обращает на них внимания и не наказывает за них, так как Верховный Господь Шри Кришна очень сильно заботится о Бхава-Бхактах. 

Продолжение комментария Шри Шримад Дживы Госвами: "В "Шри Гаруда-Пуране" говорится: "Чистый или нечистый - всё равно. Бхакты Верховного Господа Шри Кришны всегда помнят о Лотосных Стопах Своего Возлюбленного Ишвары и не обращают внимания на внешние условия. Шри Вишну-Смаранам полностью очищает существование как на внешнем, так и на внутреннем уровне". 

Таким образом, Бхава-Бхактов вообще нельзя критиковать, потому что они достигли Самой Высшей Цели, то есть обрели Бхаву (krtarthah)". 

Комментарий Vishnudut1926 - Разумеется, Бхава-Бхакты вообще не могут совершать сильных грехов. Речь идёт об очень незначительных проступках. 

Я приведу пример из своей практики. 

Даже на уровне Бхава-Бхакти могут оставаться привязанности, например, к чаю и сочинению музыки. 

У человека может быть противный, необщительный и высокомерный характер (у многих Бхактов в нашей Линии именно такие характеры, потому что мы находимся под влиянием Тула-Лагны, Венеры и Сатурна, здесь достаточно вспомнить Шри Шримад Нароттаму Даса Тхакура, который был принцем, Шри Шримад Рагхунатху Даса Госвами, который был мультимиллионером. И Шри Шримад Рагхунатха Дас Госвами и Шри Шримад Нароттама Дас Тхакур вообще ни с кем не общались. Шри Шримад Кавирадж Госвами любил обозвать всех карми ослами, а Шри Шримад Гауракишора Дас Бабаджи вообще не стеснялся говорить  большинству людей о том, что они являются жалкими имитаторами и сахаджиями). 

Но это всё мелкие анартхи, которые вскоре уходят или не уходят (если речь идёт об изъянах характера, то Верховный Господь Шри Кришна зачастую считает их лишь украшением бхактов, которые Лично Ему нравятся). 

Шри Кришна не обращает внимания на подобные анартхи. 

Не стоит думать, что Бхава-Бхакты могут совершать такие тяжёлые грехи как поедание мяса, употребление спиртного, общение с женщинами, убийство и т.п. 

Бхава-Бхакты вообще не могут совершать подобных грехов, потому что Бхава-Бхакты уже очищены и потому что Верховный Господь Шри Кришна заботится о них. 

Но мелкие анартхи и привязанности могут оставаться. Именно о таких анартхах говорится в данном стихе.


“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.60: "В Шри Нрисимха-Пуране" говорится: "Человек, который полностью посвятил себя Верховному Господу Шри Вишну, может проявлять какие-либо кажущиеся серьёзными недостатки, но внутри он всегда остаётся чистым. Играя, ребёнок может заслонить Луну бумажной фигуркой зайца, но это не значит, что сама Луна в этот момент исчезает". 

Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами: "Иногда человек может проявлять серьёзные недостатки, но эти недостатки относятся к внешним, поверхностным вещам. 

Внутренне такой человек всегда остаётся на очень серьёзном уровне Бхакти и поэтому никакие внешние обстоятельства не властны над этим человеком. 

Никакие внешние проявления не могут сравниться с внутренней чистотой Бхава-Бхакты. 

Шри Шримад Рупа Госвами привёл пример с Луной. 

В грамматике Санскрита подобный пример относят к классу антитез (अर्थान्तरन्यास -  arthAntaranyAsa). 

В "Шри Хари-Вамше" говорится: 

loke chaya-mayam lakshma tavanke shasha-samjnitam 

"Тёмные пятна на Луне иногда напоминают зайцев, но на самом деле такие пятна вообще не могут испортить Красоты и Величия Луны".