суббота, 19 января 2013 г.

Почему падают "преданные"? - Часть 01

Некоторые теоретики, которые знают о Бхакти только по книгам зачастую путают истинное Рати и 2 подобия Рати, к которым относятся Пратибимба-Рати-Абхаса (отражение Рати) и Чхайа-Рати-Абхаса (тень Рати).

Эти отличия очень важно знать, потому что люди очень часто задают вопрос: "Почему падают преданные?". 

Ответ на данный звучит очень просто: "Преданные Верховного Господа Шри Кришны вообще не могут пасть, падают люди, которые лишь кажутся преданными". 

Шри Шримад Рупа Госвами специально уделяет данному вопросу несколько стихов в "Шри Бхакти-Расамрита-Синдху", а Шри Шримад Джива Госвами и Шри Шримад Вишванатха Чакраварти Тхакур подробно объясняют данные стихи. 

Для начала определимся с понятиями. 

Истинное Рати - это только лишь желание служить Верховному Господу Шри Кришне и доставлять удовольствие лишь Одному Верховному Господу Шри Кришне. Истинное Рати полностью свободно от посторонних желаний (желания материальных благ, мокши и т.п.). Такое Рати очень редко. 

Фальшивое Рати - Вид 1 - Пратибимба-Рати-Абхаса. Данный вид Рати не относится к Чистому Бхакти, так как он сильно загрязнен желанием материальных наслаждений и желанием освобождения. 

Фальшивое Рати - Вид 2 - Чхайа-Рати-Абхаса. Данный вид Рати человек может обрести случайно. Оно очень нестабильно и легко теряется. 

С обоими видами Рати тесно связана тема оскорблений, которую я буду рассматривать в третьей части статьи. 

Главное различие заключается в том,
что истинное Рати - это очень редкое явление, тогда как 2 фальшивых вида Рати - наоборот, явление очень частое. 

На 2 фальшивых вида Рати очень часто клюют каништха-адхикари, которые могут принимать сентиментальные киртаны и другие проявления типа "плача по Кришне" за возвышенные симптомы Бхакти. 

В 99% случаев подобные симптомы указывают на обычную Пратибимба-Рати-Абхасу и на то, что преданный находится на уровне каништха-адхикари. 

Обратимся к "Шри Бхакти-Расамрита-Синдху" (ссылка на книгу в моей библиотеке)  

Сначала Шри Шримад Рупа Госвами говорит о том, что существует такое явление как Рати-Абхаса. 



“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.41: 

“Тем не менее, следует отметить, что если такой симптом Рати как мягкость сердца сильно проявляется в людях, которые хотят получить освобождение или просто в неквалифицированных людях, то это не является настоящим Рати”

Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами. 

"Ранее мы пришли к выводу, что реальное Рати - это только лишь желание доставить удовольствие Верховному Господу Шри Кришне. Если присутствуют другие желания, то это не Рати, даже если человек проявляет симптомы, которые относятся к саттвика-бхавам. Данный стих объясняет именно данный вывод". 

Фраза api ca (moreover) на самом деле должна означать api tu (however). 

Если Рати характеризуется внутренней мягкостью (таяние сердца) или похожими симптомами, но при этом проявляется в людях, которые хотят получить освобождение, то нельзя считать подобное Рати настоящим Рати, потому что люди, стремящиеся к мокше, попадают в категорию людей, у которых есть посторонние желания. 

В данном случае нужно говорить, что человек обладает Рати не отношению к Верховному Господу Шри Кришне, а рати по отношению к другим явлениям, например, рати по отношению к мокше.

Затем Шри Шримад Рупа Госвами указывает на то, что Истинное Рати - это очень редкое явление. 



“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.42-43: 

“Как Рати может проявиться в человеке, который желает бхукти (материальных наслаждений) и мукти (освобождения)? Такие люди практикуют не Чистое Бхакти. Рати обретается только теми, кто полностью свободен ото всех желаний. Верховный Господь Шри Кришна дарует Рати не сразу даже своим преданным, потому что Верховный Господь Шри Кришна считает Рати драгоценностью, которую следует хранить в секрете”. 

Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами. 

"Здесь Шри Шримад Рупа Госвами указывает на те причины, по которым существует такое явление как фальшивое Рати. Разве может Рати проявиться в том человеке, который желает материальных наслаждений или освобождения? 

Садхана таких людей ошибочна, в ней есть недостатки: на самом деле, они не следуют Чистому Бхакти (Шуддха-Бхакти). 

Чистое Бхакти (Шуддха-Бхакти) - это Бхакти, которое полностью свободно от примесей гьяны, кармы и других неприемлемых составляющих". 

Итак, существует 2 вида фальшивого Рати. 



“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.44-45

“Доверчивым людям подобное фальшивое Рати (подобие Рати) внушает доверие, но те, кто обладают истинным знанием, сразу видят такое фальшивое Рати по особым характеристикам. Для того, чтобы обозначить данное явление мы используем термин “Рати-Абхаса” (“абхаса” переводится как “подобие” или “нечто лишь похожее на что-либо”). Рати-Абхаса делится на 2 вида: Пратибимба-Рати-Абхаса и Чхайа-Рати-Абхаса”. 

1. Пратибимба-Рати-Абхаса. 



“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.46 

“Определение Пратибимба-Рати-Абхасы.

“Если в человеке проявляется Рати, которое сопровождается желанием материальных наслаждений и освобождения, то мы говорим о Пратибимба-Рати-Абхасе. Пратибимба-Рати-Абхаса дарует человеку осуществление материальных желаний и мокшу. При этом люди практически не прилагают никаких усилий для осуществления двух вышеупомянутых желаний”. 

Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами. 

"Итак, Истинное Рати - это Рати без желания материальных наслаждений и мокши, а Пратибимба-Рати-Абхаса - это Рати, загрязенное наличием подобных желаний. 

Словосочетание rati-lakshana-lakshitah указывает на различные проявления Рати, такие как слезы и другие симптомы. 

Казалось бы, подобные признаки могут указывать на Рати, но если подобные симптомы сопровождаются желанием материальных наслаждений или желанием получить освобождение, то мы имеем дело с Пратибимба-Рати-Абхасой. 

Пратибимба-Рати-Абхаса легко дарует освобождение без всяких лишний усилий, потому что данный вид Рати зависит от таких Качеств Верховного Господа Шри Кришны как:

1. Способность Верховного Господа Шри Кришны даровать материальные блага. 

2. Способность Верховного Господа Шри Кришны даровать освобождение. 

Итак, как мы видим, Пратибимба-Рати-Абхаса - это довольно-таки могущественное явление". 

Комментарий Шри Шримад Вишванатхи Чакраварти Тхакура. 

"Словосочетание rati-lakshana-lakshitah означает, что человек демонстрирует симптомы Рати. Из-за присутствия одного или двух симптомов, например, слёз, может показаться, что человек вышел на уровень Бхавы, но в действительности, человек находится всего лишь на уровне Рати-Абхасы. 

Если подобное “рати” загрязнено желанием материальных наслаждений или желанием освобождения, то мы говорим о Пратибимба-Рати-Абхасе. 

Пратибимба-Рати-Абхаса с лёгкостью дарует человеку мокшу, даже если данный человек не контролирует свои чувства и ум, и даже если он не следует тем практикам, которым дживы должны следовать для получения мокши. 

Могущество Пратибимба-Рати-Абхасы как раз и заключается в том, что данное явление с лёгкостью дарует осуществление желаний, даже если человек не прилагает никаких усилий".


“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.47-48

“Подобное отражение Лунного Света Бхавы появляется в сердцах некоторых людей, которые привязаны к материальным наслаждениям и освобождению, но которые при этом обрели незначительный вкус в следовании ангам Бхакти в силу того, что они случайно пообщались с настоящими преданными Верховного Господа Шри Кришны. 

Сердце истинного преданного Верховного Господа Шри Кришны подобно небу, в котором сияет Луна Бхавы, но иногда благодаря тем самскарам, которые непреданные получают от общения с настоящими преданными, небольшой лучик Луны Бхавы может засиять даже в сердце таких непреданных”. 

Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами.

“Данный стих рассказывает о тех причинах, которые вызывают появление Пратибимба-Рати-Абхасы. 

Те, кто привязан к материальным наслаждениям и освобождению, как правило, общаются с чистыми преданными Верховного Господа Шри Кришны не постоянно, а эпизодически. 

Такие непреданные зачастую имитируют некоторые анги Бхакти, например, воспевание Мантр, но при этом они следуют своим собственным целям. Даже благодаря такой имитации они обретают поверхностную стабильность ума, но их сердца остаются заражёнными и они не могут осознать всю порочность и неправильность своих глупых желаний. 

Сердце чистого преданного, наоборот, подобно ясному, безоблачному небу, в котором восходит лишь Луна Премы. Отражение данной Луны (но не сама Луна) может попасть в сердце таких непреданных. Данное отражение появляется из-за упадхи, которые вызваны другими желаниями. 

Таким образом, данное отражение (Пратибимба-Рати-Абхаса) вообще не похоже на оригинал (Истинное Рати), потому что оно базируется лишь на нескольких составляющих Истинного Рати. 

Пратибимба-Рати-Абхаса - это размытая картина, и не просто размытая, а заляпанная наличием посторонних желаний. 

Но если человек желает получить Чистую Бхаву, то он получит полное и чистое отражение, потому что в этом случае цель страждущего полностью правильна и он обретёт именно те качества, которые характерны для уровня Бхавы. 

Кто-то может спросить: “А если такой непреданный уровня Пратибимба-Рати-Абхасы утратит общение с чистыми преданными, то что с ним случится? Он падёт даже с уровня Пратибимба-Рати-Абхасы?”. 

Да, он потеряет Пратибимба-Рати-Абхасу, но не сразу, потому что в его сердце останутся некоторые самскары и отражение Бхавы останется с ним некоторое время". 

2. Чхайа-Рати-Абхаса. 



“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.49

“Теперь определимся с термином “Чхайа-Рати-Абхаса”. Чхайа-Рати-Абхаса немного напоминает Истинное Рати, но характеризуется тем, что человек почти не проявляет заинтересованности в Верховном Господе Шри Кришне. Чхайа-Рати-Абхаса отличается нестабильностью, а также способностью разрушать страдания”. 

Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами. 

Примечание переводчика (Vishnudut1926): Комментарий к данному стиху Шри Шримад Джива Госвами выстраивает на толковании таких двух синонимичных Санскритских слов: कान्ति (kAnti) и छाया (chAyA). 

कान्ति (kAnti) переводится как “"желание, сияние, благородство, красота, усиленная любовью, свет, милость, жена Луны, украшение человека".

छाया (chAyA) переводится как "тень, отражение, красота, сияние". 

“В данном случае слово “чхайа” означает “блеск, великолепие, благородство”. В словаре Амара-Коша, Нанатха-Варга, указаны следующие синонимы: chaya sarya-priya kantih prati-bimbam anatapah, т.е. слово “чхайа” также означает “жена Солнца”, “благородство” (величие, сияние), “отражение” и “тень”. 

В данном стихе слово “чхайа” также означает “отражение” или “подобие красоты”. 

Но основное значение, которое передаёт данный стих - это “подобие красоты” (в сочетании со словом “абхаса”). 

Словосочетание kshudra-kautuhala (“почти не проявляет заинтересованности”) означает, что хотя Верховный Господь Шри Кришна и Бхакти относятся к Духовным Категориям, человек проявляет интерес к ним лишь с материальной точки зрения. 

Итак, заинтересованность в Верховном Господе Шри Кришне присутствует, но полностью материальная, поэтому здесь можно говорить о появлении небольшого сияния или благородства (kanti). Именно таково значение слово chaya в данном стихе. 

Данный вид Рати характеризуется небольшой привязанностью к Верховному Господу Шри Кришне, поэтому симптомы данного вида Рати также незначительны по сравнению с Истинным Рати. 

Чхайа-Рати-Абхаса отличается от Пратибимба-Рати-Абхасы таким качеством как нестабильность (cancala). 

При Пратибимба-Рати-Абхасе привязанность к материальным наслаждениям и освобождению очень сильны и стабильны, но при Чхайа-Рати-Абхасе, материальная заинтересованность в Верховном Господе Шри Кришне преходяща. 

Кроме того, благодаря Могуществу Верховного Господа Шри Кришны, Чхайа-Рати-Абхаса может действительно постепенно разрушить страдания сансары".


“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.50-51

“Чхайа-Рати-Абхаса может проявляться даже в самых невежественных людях из-за комбинации различных духовных составляющих. Например, человек может соблюдать различные Посты и Праздники (например, Экадаши), может также оказаться в Священных Местах (например, Шри Вриндаване), а может просто общаться с преданными Верховного Господа Шри Кришны. Но здесь следует обязательно помнить о том, что даже Чхайа-Рати-Абхаса, которая в итоге принесёт человеку лишь благо, появляется только благодаря огромнейшей удаче”. 

Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами. 

“Все вышеуказанные в данном стихе составляющие должны проявится одновременно. Это необходимое условие для того, чтобы невежественные люди смогли обрести Чхайа-Рати-Абхасу”. 

Комментарий Шри Шримад Вишванатхи Чакраварти Тхакура. 

“Благодаря общению с преданными Верховного Господа Шри Кришны, различным религиозным Праздникам и другим составляющим, Чхайа-Рати-Абхаса иногда проявляется даже в самых невежественных людях, то есть в людях, у которых нет таких хороших качеств как терпение и такого качества как желание преодолеть океан сансары”.


“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.3.52-53

“Благодаря величайшей Милости преданного Верховного Господа Шри Кришны, Рати-Абхаса внезапно превращается в Истинное Рати. Но если происходит оскорбление преданных, то даже самая лучшая бхавабхаса (bhavabhasa) постепенно исчезает, подобно тому как убывает некогда полная Луна”. 

Далее Шри Шримад Рупа Госвами будет говорить о том, как Бхакти исчезает из-за оскорблений преданных, но это будет темой третьей части статьи.