суббота, 30 июля 2016 г.

Свапна-Сиддханта из "Шри Говинда-Бхашьи" и отдельная реальность для каждой спящей дживы...

Synopsis in English: Extensive Russian article, dwelling on Svapna-Siddhanta from "Shree Govinda-Bhashya" (Sutras 3.2.1 and further).

स्वप्न (svapna) означает "сон" на Санскрите. 

Я решила написать небольшую статью на эту одну из самых интереснейших тем, как всегда с референсами из "Шри Говинда-Бхашьи" ОМ ВишнуПад Баладевы Видьябхушаны.  

Вопрос: "Правда, что сны создаются Бхагаваном Шри Кришной? Или сны - это просто порождение ума?"

Ответ by Vishnudut1926: "Создаются Бхагаваном Шри Кришной. Это классика Веданты. 

Если объяснять упрощенно, то сны являются продолжением Майи Бхагавана Шри Кришны, т.е. относятся к одному из подвидов Майи. 

В "Шри Веданта-Сутре" данная Сиддханта рассматривается с Сутры 3.2.1. 

Мы как всегда обратимся к
блестящим Тикам ОМ ВишнуПад Баладевы Видьябхушаны из следующего издания, ссылка на E-Book - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/02/vedanta-sutras-of-badarayana-with.html

Как раз перед Сутрой 3.2.1 ОМ ВишнуПад Баладева Видьябхушана рассматривает классический вопрос, который звучит следующим образом: "Сны создаются дживой или ПараБрахманом?" и тут же устанавливает верную Сиддханту, которая звучит следующим образом: 
"Джива не является создателем снов, сны создаются Верховным Господом Шри Кришной, данная Сиддханта четко утверждена в Сутре 3.2.1:"सन्ध्ये सृष्टिराह हि - sandhye sRRiShTirAha hi" - "Сны сотворены Бхагаваном Шри Кришной". 
Вопрос: "Но сны - это нечто индивидуальное. Например, Майя является общей для всех - по сути в состоянии бодрствования мы видим одну и ту же устойчивую реальность - светофор на улице, аптеку, деревья, растущие веками и т.п. 

Но сны видит именно каждая отдельная джива. Получается, что Бхагаван Шри Кришна специально создает отдельную реальность для каждой дживы, которая засыпает?"

Ответ by Vishnudut1926: "Да, именно так, Кришна действительно создает отдельную реальность для каждой спящей дживы. 

ОМ ВишнуПад Баладева Видьябхушана объясняет данную Сиддханту в Тике к вышеупомянутой Сутре 3.2.1 и особенно акцентирует внимание на следующих 3 моментах: 

1) Бхагаван Шри Кришна создает сны для того, чтобы джива могла исчерпать карму - негативную или позитивную (например, если вам приснился кошмар, то это отлично, так как Кришна через сон забрал вашу негативную карму). 

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж (основатель "Шри Чайтанья-Сарасват-Матха") в некоторых своих лекциях приводил следующий пример на данную тему: если вы во сне порезали палец, то это означает, что Бхагаван Шри Кришна забрал у вас действительно очень опасную карму, так как то, что было банальным повреждением пальца во сне, в обычной реальности (в состоянии пробуждения) могло бы быть каким-нибудь серьёзным ранением в руку. 

2) Айшварья (Могущество) Бхагавана Шри Кришны настолько Непостижима и Бесконечна, что вопрос о том, может ли Шри Кришна создавать отдельную реальность для каждой дживы не имеет смысла. 

Подобное создание для Бхагавана Шри Кришны не является чем-то затруднительным. 

3) Джива действительно обладает качеством создания реальностей, но только на уровне Мукти. 

После обретения Мукти джива обретает такое качество как "Сатья-Санкальпа" и действительно может создавать все, что хочет одним "движением мысли". 
Объясню данную Сиддханту проще: после обретения Мукти джива получает настолько мощные сиддхи, что действительно может создавать почти все, что захочет - от гигантских танцующих розовых пряников до говорящих металлических динозавров. 
Но пока джива находится в плачевном "связанно-скрученном" состоянии (баддха-джива), в Майе Бхагавана Шри Кришны,  она не может создавать вообще ничего, смотрите, например, данный пост - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2015/02/1333.html

К теме Майи ОМ ВишнуПад Баладева Видьябхушана возвращается в Сутре 3.2.3, которая как раз говорит именно о Майе: 
मायामात्रं तु कार्त्स्न्येनानभिव्यक्तस्वरूपत्वात्  
mAyAmAtraM tu kArtsnyenAnabhivyaktasvarUpatvAt 
"Сны - это просто порождение Майи Бхагавана Шри Кришны". 
Вопрос: "Получается, что сон - это нечто иллюзии в иллюзии. Джива и так находится под влиянием Майи в бодрствующем состоянии. Зачем дживе нужно продолжение Майи во сне?"

Ответ by Vishnudut1926: "У снов на самом деле есть очень важные функции. 

Про функцию безболезненного исчерпания кармы мы поговорили выше. 

В Тике к Сутре 3.2.4 ОМ ВишнуПад Баладева Видьябхушана начинает рассказывать о такой важной роли снов как "указатели" будущих событий - негативных или позитивных. 

Сутра 3.2.4:

सूचकश्च हि श्रुतेर् आचक्षते च तद्विदः 
sUchakashcha hi shruter AchakShate cha tadvidaH 

"Сны - указатели, так говорят Шрути". 

Здесь я ненадолго отвлекусь и добавлю от себя, что как правило в любой Вайшнава-Агаме (а также Шакти-Агаме или Шайва-Агаме) всегда есть небольшая часть про толкования снов. 

Снам уделяется огромное внимание, например, при инициации в Вайшнава-Мантры. 

Если после инициации бхакта видит позитивные сны, то все нормально - Мантра передана без проблем и садхана соблюдается правильно. 

Если бхакта начинает страдать от кошмаров, то нужно срочно пересматривать садхану, проверять, не было ли оскорблений и т.п. 

Глава о снах есть, например, в гениальной "Шри Парама-Самхите" http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/02/paramasamhita-of-pancharatra-sanskrit.html

В общем, Свапна-Сиддханта - это классика всех Вайшнава-Агам и если бхакта начинает видеть кошмары, то нужно срочно что-то предпринимать. 
Как правило, подобные проблемы решаются либо более усиленной Шри Шакти-Садханой (например, добавлением в садхану "Шри МахаЛакшми-СахасраНама" и Мантр Шримати МахаЛакшмики), либо обращением за помощью к Шримати Дурге-Деви ("Шри Дурга-СахасраНам", Мантры Шримати Дурги-Деви), хотя обычно данные 2 Шакти-Садханы лучше совмещать вместе. 
Возвращаемся к Тикам ОМ ВишнуПад Баладевы Видьябхушаны. 

ОМ ВишнуПад Баладева Видьябхушана далее пишет, что для вайшнава очень важно знать грамотные толкования снов и напоминает о существовании Брихаспати-Шастр (Джйотиш-Шастр на тему толкования снов), а также приводит простые примеры больше для забавы: например, если человеку снится, что он катается на слоне, то это предвещает хорошие события, если же снятся путешествия на осле, то это предвещает лишь беды. 

Далее ОМ ВишнуПад Баладева Видьябхушана начинает рассматривать такую важнейшую опять-таки для вайшнавов Сиддханту, как явление во сне Ишта-Девата, передача Мантр через сны и т.п.

Опять-таки добавлю здесь от себя, что данная Сиддханта действительно несет огромную практическую важность. 
Например, у нас в Шри Рамануджа-Сампрадайе недавно был случай, когда Бхагаван Шри ВенкатЕшвара через сон дал указания по садхане одной из девушек для того, чтобы она могла поделиться ими с другими. 
ОМ ВишнуПад Баладева Видьябхушана в связи с этим упоминает очень классическую историю о том, как Шива во сне передал Шри РамаРакша-Мантру Вишвамитре. 

Далее ОМ ВишнуПад Баладева Видьябхушана специально подчеркивает, что сны действительно идут от Бхагавана Шри Кришны и что ошибочно считать их полностью иллюзорными и малозначимыми. 

На этом остановимся, девчонки, я пересказала Свапна-Сиддханту простым языком, если Вас интересует непосредственно Тики ОМ ВишнуПад Баладевы Видьябхушаны, в которых он часто цитирует "Шри Катха-Упанишаду" и "Шри Чхандогья-Упанишаду", то напоминаю, что пересказ я делала по данному изданию - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/02/vedanta-sutras-of-badarayana-with.html

Вишнудутка1926, Москва, июль 2016