вторник, 5 сентября 2017 г.

Днянешвар - история 15-летнего Гения в Кришна и Шайва-Традициях...

Synopsis in English: some Russian notes on Shree JnanaDeva-Acharya, "Shree AmritAnubhava", Varkari-Sampradaya and connected topics. 

Да, девчонки, началась осень и дожди, я чаще сижу дома у камина (а не накачиваюсь праной и не гоняю на круизере в Измайловском парке), в общем, в сентябре постараюсь добавить новые Грантхи к E-Library моего блога (смотрите верхние вкладки блога с надписями E-Books). 

И сегодня первая ласточка - #"The Philosophy of JnanaDeva"# - это наиболее поразившая меня книга в данном сезоне. 

Имя JnanaDeva также транскрибируют как Dnyaneshwar, Dnyandev, Gyaneshvara, Jnaneshwara, Гьянешвар. В общем, имя Ачарьи, как правило, пишут по-разному: я дальше буду писать Днянешвар (как в русской вики - #wiki#). 

Для того, чтобы оценить гениальность Днянешвара удивитесь 3 следующим фактам:

1. Он родился на Шри Кришна-Джанмаштами

2. Он прожил всего 21 год, но......

3. Свой magnum opus - огромную Тику к "Шри Бхагавад-Гите" Днянешвар составил в 15-летнем возрасте. Данная Тика (называется "Шри Днянешвари") и по сей день является основной Грантхой для такой Вайшнава-Сампрадаи как "Варкари" (данная Сампрадая поклоняется Шри Виттхале - Он также известен как "Витхоба" - это такой такой Бхакти-Культ Шримати Рукмини-Деви и Бхагавана Шри Кришны - #wiki#). 

В общем, 15-летний Гений и Святой одновременно! Религиозно у Днянешвара очень уникальный стиль. 

Во-первых, он писал не просто на Маратхи, а в таких метрах, которые традиционно использовались для женских песен Махараштры. Часть абхангов ("абханг" - это Бхакти-поэзия) Днянешвар написал в Шакти-Бхаве (Гопи-Бхаве) - это так называемые "вирахини" (от слова "вираха" - разлука) - поэмы в настроении разлуки Шри Кришны и его возлюбленной! 

Во-вторых, в его сочинениях очень явно прослеживаются идеи близкие к Шри ВаллабхАчарье (Вайшнава-Сампрадая также известная как "Пушти-Марг") и Трике (Трика - это такой интеллектуальный Шиваизм с идеями Спанды и многослойными интеллектуальными пирогами из Шакти и Шайва-Агам). 
Например, "СпхуртиВада" ("ЧидВилас") - идея о том, что мир всего лишь является Игрой\Вспышкой Космического Сознания (или мир всего лишь является фрагментарным всплеском\вспышкой в Океане Космического Сознания). 
Важно отметить, что концепция "ЧидВилас" у Днянешвара используется для борьбы с маявадой Ади ШанкарАчарьи. То есть там, где Шанкара говорит о нереальности, иллюзии и порождении мира как "иллюзии Брахмана", Днянешвар отвечает идеей "ЧидВиласа", которая говорит о том, что мир реален, так как является одной из Игр Кришны/Шивы. 

В-третьих, никто до Днянешвара не излагал Шакти-Сиддханту столь блистательно как это было сделано в "Шри АмритАнубхаве". Прочтите первые Главы "Шри АмритАнубхавы" (английский перевод есть в той Грантхе, о которой я пишу) и вы будете ходить под впечатлением как минимум несколько веков!

В-четвертых, Днянешвар балансирует между Бхакти-Традицией Варкари (Шримати Рукмини-Деви и Шри Кришна) и Традицией Йога Натхов (Шримати Парвати-Деви и Шива). 

Отсюда, кстати, идут несколько разноокрашенные религиозные Бхавы, поэтому если у вас грамотный тантрический глаз, то вы сразу заметите, что:
"Шри Днянешвари" тяготеет к Вайшнава-Бхакти-Традиции (и некоторые исследователи, кстати, говорят об очень сильном влиянии "Шримад-Бхагаватам"), а "Шри АмритАнубхава" написана так как будто вы курсируете по страницам "Шри Рудра-Ямала-Тантры", например, - уж больно она напоминает классические Шакти-Шайва-Агамы. 
И коли мы заговорили о "Шримад-Бхагаватам", то нельзя не отметить, что дальше идеи Днянешвара продолжил развивать Экнатх (Шри Экнатх-Ачарья), который также относится к Линии Днянешвара и который составил не просто комментарий к 11-ой Песни "Шримад-Бхагаватам", а комментарий, который является сокровищницей литературы на Маратхи. 

Вот такой вот обзор, Грантха идеально читается с 10-дюймового планшета (я читала в #ReadEra# на цветовой настройке Sepia), очень рекомендую загрузить на осень:


Вишнудутка1926, сентябрь 2017, Москва
Пост написан в MX-16 "Metamorphosis", в text editor "Pluma"

"THE PHILOSOPHY OF JNANADEVA" by B. P. Bahirat #Pandhapur Research Society# 1st edition [1956]

DOWNLOAD (ENGLISH):


English annotation by Vishnudut1926: This is one of the best Granthas I have read this autumn. 

Apart from the dwelling on such JnanaDeva notions as "ChidVilas", "SphurtiVada" and etc., the Grantha has a lot comparisons with Vaishnava-Sampradays-Siddhanta.

I was more than amazed to reveal that the Siddhanta of my Adorable Shree Ramanuja-Sampradaya is summarized in very proper way with the mentioning of Prapatti, "Shree PanchaRatra", "Shree Dravida-Veda" and even SaptaVidha Anupapatti (usually, basic books on Indian Philosophy mistakenly tell about OM VishnuPad Ramanuja-Acharya as the proponent of Bhakti, but Our MahAcharya was not Bhakta, he was a PRAPANNA).

Here is, for example, the excerpt from the Grantha:


The other highlight of The Grantha is the comparison of "ChidVilas"-notion by JnanaDeva with "Maya"-notion by Adi ShankarAcharya. And by the way, "ChidVilas"-notion by JnanaDeva is very similar to "LeelaVada-Siddhanta" by OM VishnuPad VallabhAcharya (Shree PushtiMarg-Sampradaya).
The main highlight of "The philosophy of Jnanadeva" is the English translation of "Shree AmritAnubhava" (2nd part of The Grantha).
"Shree AmritAnubhava" is the JnanaDeva's MASTERPIECE written in Marathi, you can hardly find any similar Grantha so exquisitely dwelling on Shakti-Siddhanta.

For this reason from now on you can always find "The philosophy of Jnanadeva" by B.P. Bahirat in that segment of my blog which is devoted to E-BOOKS dedicated to Adi-Shakti (Shreemati Lalita-TripuraSundari-Devi or how Shakti-Tantriks from "SHREE Vidya" usually name Lalita - "Tantrik MahaLakshmi") - #link to the segment#