воскресенье, 30 октября 2016 г.

Linux MX-15 как образовательная система (а также донастройка после установки - Хинди, Okular, G'mic, Krusader и т.п.)

Все-таки я решила написать небольшую статью, посвященную настройке Linux MX-15, девчонки. 

Система меня впечатлила именно своим образовательным аспектом, так как при установке вы получаете почти все, что нужно для изучения Тантр/Пуран + графические и текстовые редакторы для блоггинга + даже аналог Evernote для ведения заметок. 

В плане быстродействия система намного лучше, чем Windows, ничего не тормозит, более того, система без проблем вытягивает даже
2 браузера (Mozilla и Opera) примерно с 10 открытыми вкладками на каждом и это все на ноутбуке 2008 года производства (Amd Turion 64, DDRII 2 gb). 

В данной статье речь пойдет о дополнительной настройке Linux MX-15, так как стандартная установка не включает, например, поддержку Хинди. 

Итак, 

1. Synaptic Package Manager. Все программы лучше устанавливать через этот менеджер. Для этого заходим Пуск (кнопка с мельницей, внизу слева и вбиваем в поиске Synaptic).


2. Заходим в Synaptic и устанавливаем Хинди-шрифты. На скриншоте зелеными квадратами выделены шрифты, которые установлены у меня - этих шрифтов мне хватило для того, чтобы spokensanskrit.de нормально отображал Деванагари (без этих шрифтов будут отображаться квадраты). 

Для установки нужно ткнуть на нужном пакете/шрифте правой кнопкой и нажать "Mark for installation". После того, как вы отметите галками нужные пакеты для установки, нужно обязательно нажать кнопку Apply 
2а. Установка русских языковых паков. Аналогично - вбиваем Russian в Synaptic и ставим русские пакеты. 


3. Настройка меню Keyboard. После этого возвращаемся в меню Пуск (Мельница), заходим и вбиваем в поиске Keyboard. В этом меню нужно будет добавить русскую раскладку. 

У меня на клавиатуре ноутбука почему-то не заработали нормальные раскладки, но заработала схема Yakut. Смотрите настройки на скрине, возможно, они пригодятся. 

4. Видеодрайвер. Видеодрайвер у меня не установился (при установке система выходит в краш), но он мне и не особо нужен - я оставила "родной" системный драйвер, хотя он немного растягивает экран. 


5. Okular. Системная pdf-читалка слишком проста, поэтому ее сразу нужно заменить Окуляром. Устанавливаем его через Synaptic. Okular очень красиво и быстро рендерит файлы, особенно djview, меня очень впечатлила эта программа, писала здесь - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/10/blog-post_99.html 


6. GIMP и набор G'MIC. Тоже рекомендую установить через Synaptic вместе со всеми плагинами, особенно гениальными G'MIC. G'MIC очень удобны для блоггинга, так как в них есть базовые дизайнерские фишки - рамки, тени и т.п. А кроме базовых есть очень много сложных, нестандартных фильтров (калейдоскопы, симметрии и т.п.)


7. Krusader. Обязательно рекомендую поставить - это 2-оконный проводник, аналог Total Commander. В нем также есть архиваторы (zip и т.п.)


8. Xfce Notes. Я уже писала об этом приложении здесь, оно установлено в системе по умолчанию, на всякий случай напоминаю, так как оно несколько теряется среди других приложений - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/10/xfce-notes-in-mx-15-linux.html


9. Zim (аналог Evernote). Я при чтении Пуран/Тантр часто делаю заметки. Короткие заметки я пупырю в GoogleKeep на телефоне (телефон всегда подключен к Интернету), а вот для больших заметок (например, со скриншотами и т.п.) нужно нечто более мощное. 

Под Linux есть несколько аналогов Evernote, но Zim - самый старый и самый лучший. 
Важно: у Zim нет онлайн-синхро как у Evernote, соответственно базу данных нужно бэкапить вручную. Это делается через меню File-Export, файл-бэкап можно потом сохранять на флэшку или просто закидывать на yandexdisk через браузер. 

10. Pinta. Это очень простой и мегабыстрый графический редактор (не такой навороченный как gimp). Он очень удобен для разметки скриншотов, так как в нем по умолчанию редактор заточен на рамки и стрелки. 


11. MyPaint. Я еще на Windows несколько лет назад обожала рисовать в этом эмуляторе художника. Гениальная программа, многие до сих не осознают насколько она продвинута (она эмулирует все - от механических карандашей до угля для рисования). 

У меня, к сожалению, возникли проблемы с установкой планшета Wacom Bamboo (система после подключения планшета выходит в черный экран), поэтому в этом году пришлось установить MyPaint на маленький нетбук под windows. 

12. Inkscape. Гениальный векторный редактор, очень рекомендую изучить его хотя бы на базовом уровне. 

13. Wi-fi и yandexdisk. При установке Linux MX-15 сама определила встроенный wifi модуль моего ноутбука. 

Я только ткнула в значок вай-фая в трее и ввела свою точку и пароль для подключения. 

Все файлы я синхронизирую \ пересылаю через yandexdisk. 

Например, если мне нужно перекинуть какой-нибудь файл на другой ноутбук\нетбук я просто закидываю его через браузер на яндекс-диск и подхватываю файл уже на другом ноутбуке, так как на другом ноутбуке у меня уже открыт тот же самый yandex. 

Как вариант можно пользоваться древним вариантом и перекидывать файлы на флэшку. 


14. LuckyBackup - при накоплении большого количества файлов, которые страшно потерять, возникнет вопрос синхронизации жесткого диска системы и например внешнего жесткого диска. В Linux MX-15 уже встроена очень простая программа LuckyBackup, я синхронизацию делаю на большие внешние диски (их у меня сейчас аж 3 штуки). 

15. KTeaTime. В качестве полезнейшего дополнения я также рекомендую установить этот таймер. Он предназначен для заваривания чая, но особено полезна опция FruitTea на 8 минут, например, если вы хотите сделать йоговские растяжки ровно 8 минут. 
В общем, вот такой вот обзор донастройки системы. Я очень рекомендую устанавливать Linux MX-15 на старые ноутбуки и нетбуки именно как образовательную систему, так как в ней действительно есть все, что нужно для сосредоточенного изучения Грантх, создания базы данных для заметок (Zim) и т.п.
Вишнудутка1926, октябрь 2016, Москва